«Назад

Особенности продажи товаров дистанционным способом

Особенности продажи товаров дистанционным способом

Дистанционная торговля с каждым годом завоевывает все большую популярность. Интернет-магазины привлекают широким ассортиментом товара, быстротой сбора и обработки заказов, различными способами доставки и оплаты. В связи с этим специалисты Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии обращают внимание потребителей на ряд особенностей, знание которых поможет разобраться им в правовых вопросах онлайн-торговли и приобрести качественную и безопасную продукцию.

Порядок продажи товаров дистанционным способом регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей», Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007г. № 612 (далее – Правила).

При таком способе продажи у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром, так как договор заключается на основании ознакомления его с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством сетей связи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет.

В интернет-магазинах покупатели чаще всего приобретают одежду, обувь, бытовую технику, парфюмерию и косметику, автозапчасти и автоаксессуары, товары для дома, спорттовары. Однако существуют товары, которые продавать дистанционным способом запрещено. Сюда относятся алкогольная продукция, а также товары, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации – это табачная продукция, драгоценные камни и изделия из них, яды, наркотические средства, психотропные вещества, лекарственные средства и др.

Еще до заключения договора, продавец обязан довести до сведения потребителя информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Не меньшее количество информации продавец обязан довести до сведения покупателя в письменной форме и в момент доставки товара, это:

- наименование технического регламента или иное обозначение, свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;

- сведения об основных потребительских свойствах товара;

- цена в рублях и условия приобретения товара;

- сведения о гарантийном сроке, если он установлен;

- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

- сведения о сроке службы или сроке годности товаров;

- место нахождения (адрес), фирменное наименование изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара;

- сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность;

- сведения о правилах продажи товаров;

- сведения о порядке и сроках возврата товара;

- информация об энергетической эффективности товаров, в отношении которых это определено законодательством Российской Федерации.

Существуют и определенные правила возврата товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества. Потребитель вправе отказаться от товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом, в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. Если же информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена продавцом в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

По Правилам возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.

Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. Например, приобретены часы с уникальной гравировкой.

То есть практически любой товар надлежащего качества, приобретенный дистанционным способом, можно вернуть.

Если же купленный товар оказался ненадлежащего качества, покупатель вправе по своему выбору потребовать:

- замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Совсем иные требования потребитель вправе предъявить, если купленный им товар является технически сложным товаром. В этом случае покупатель вправе предъявить требование о возврате уплаченной денежной суммы за товар либо о его замене в течение пятнадцати дней со дня передачи товара.

Если же пятнадцатидневный с момента покупки срок истек, указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

- обнаружение существенного недостатка товара;

- нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара;

- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

К технически сложным товарам относятся: системные блоки, компьютеры, телевизоры, цифровые фото- и видеокамеры, холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, часы наручные и карманные механические, оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями и другие товары.

Полный перечень таких товаров утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. № 924.