Фёдоров Никита Фёдорович и Иванов Юрий Иванович

Фёдоров Никита Фёдорович (1909-1941)

(родственники специалиста 1 разряда Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии Сергеевой Ирины Николаевны)

Мой дедушка, Фёдоров Никита Фёдорович, родился в деревне Арабоси Урмарского района в 1909 году. В 1936 году он женился на девушке Марии. Через год у них родилась дочь Лиза – моя мама. В 1940 году в семье появляется вторая дочка Нина. Эта счастливая семья мечтала о будущем, но война по-своему и жестоко скорректировала жизнь этой молодой семьи.

Война… Страшное слово, за которым кровь, смерть, страдания, искалеченные судьбы, разрушенные семьи.

В июле 1941 года дедушка ушёл на войну. Он успел написать своей жене только три письма. В этом же году дедушка пропал без вести. Бабушка до последнего вздоха ждала своего мужа с войны. Она не верила, что дедушка погиб.

Только через 55 лет после Великой Победы выяснилось, что дедушка погиб под Брянской областью и похоронен в братской могиле.

У нас поневоле наворачиваются слёзы, когда мама рассказывает нам эту историю…

Мы верим, что погибшие не уходят из жизни тех, кто их любил. Память о них священна. Мы должны помнить тех, кто шёл на самопожертвование, бесконечно любил свою Родину, сохранял преданность ей до последнего вздоха и завоевал у своих врагов победу не только для себя, но и для своих детей и внуков, а значит – для нас.

 

Иванов Юрий Иванович (1918-1981)

Мой дядя Юрий – старшина легендарной субмарины «С-13», кавалер орденов Отечественной войны I и II степени, ордена Красной Звезды.

Иванова Юрия Ивановича, младшего брата дедушки, на новостроящуюся подводную субмарину «С-13» Краснознаменного Балтийского флота назначили штурманским электриком в июне 1940 года, после окончания в Ленинграде учебного отряда подводного плавания. У него была отличная подготовка.

Субмарина «С-13» вступила в строй уже во время Великой Отечественной войны. В первый боевой поход она вышла 2 сентября 1942 года под командованием капитан-лейтенанта П. П. Уаланченко. Пришлось пробираться через минные поля и сквозь противолодочные сети. Затем её обнаружил противник. За кормой загрохотали глубинные бомбы. Но моряки, как говорится, с честью выдержали это испытание. В Ботническом заливе лодка обнаружила крупный вражеский транспорт. Потопив его, «С-13» открыла свой боевой счет. В этом походе она уничтожила ещё два транспорта противника. На обратном пути лодка подверглась атаке со стороны вражеских кораблей. Получив многочисленные повреждения, она лишилась хода. Бомбежка продолжалась. Люди задыхались от недостатка кислорода. Но израненная, искалеченная глубинными бомбами, «тринадцатая», хотя и с опозданием, вернулась на базу. Весь личный состав за мужество и умелые действия был удостоен государственных наград. Юрию Иванову вручили орден Красной Звезды. Во время ремонта корабля пришел другой командир – капитан 3-го ранга Маринеско. В первом же походе с ним «С-13» потопила вражеский транспорт. Заслуги штурманского электрика были отмечены орденом Отечественной войны II степени. Исключительных успехов добился экипаж «эски» в начале 1945 года. 30 января в районе Данцигской бухты в штормовом море он потопил немецкий лайнер «Вильгельм Густлов» с более чем шестью тысячами гитлеровцев, около половины которых составляли цвет фашистского подводного флота. Гибель «Густлова» всполошила немцев. Узнав об этой катастрофе, Гитлер приказал расстрелять командира конвоя, в составе которого шел лайнер. В Германии был объявлен трехдневный траур. Мировая печать окрестила потопление этого крупного судна «атакой века».

«Встряска, полученная лодкой от усилений вибрации во время погони за лайнером на максимальных оборотах дизелей, не прошла даром, – пишет В. С. Геманов в своей книге «ПОДВИГ «С-13». – Усугубленная гидравлическими ударами близких разрывов глубинных бомб, она вскоре преподнесла экипажу «эски» неожиданное испытание. Встревоженный штурманский электрик старшина 1-й статьи Юрий Иванов доложил штурману о том, что вышла из строя гиросфера. Положение тревожное: лодка далеко в море, а гирокомпас не работает. Рулевому невозможно удержать заданный курс. Прежде всего, многократно возрастает опасность уклониться с рекомендованных курсов, попасть на свои и чужие минные поля. Невозможно про-контролировать правильность движения лодки, определить нужный для атаки пеленг на корабли противника. Самое страшное – лодка идет в неизвестность. Нужно было менять гиросферу. Такую работу могли выполнить только высококвалифицированные специалисты с заводов штурманских приборов. Но где их взять в море?

Шесть часов подряд трудился старшина Юрий Иванов. Он нашел неисправность и починил сложнейшую аппаратуру. Скоро ровное гудение умформера гирокомпаса снова наполнило центральный пост. Подводная лодка продолжала крейсировать в заданном ей районе, выполняя боевое задание».

9 февраля «С-13» потопила крупный военный транспорт «Генерал фон Штойбен», на борту которого находилось 3600 гитлеровских солдат и офицеров. Таким образом, за один поход экипаж подводной лодки уничтожил около 8 тысяч фашистов, по существу целую дивизию. За мужество и самоотверженность все моряки удостоились орденов и медалей. Юрию Иванову вру-чили орден Отечественной войны I степени.

20 апреля 1945 года за успешное выполнение заданий командования подводная лодка «С-13» была удостоена ордена Красного Знамени. День Победы экипаж «эски» отмечал в очередном походе, под водой. Радости моряков не было предела.

За мужество и самоотверженность все моряки субмарины были удостоены орденов и медалей. Дядя Юрий стал кавалером орденов Отечественной войны 1 и 2 степени, ордена Красной Звезды.

Юрий Иванов на подводной лодке служил до мая 1946 года. Потом его назначили флагманским специалистом штаба бригады подводных лодок. После увольнения в запас он в 1952 году окончил Горьковской институт инженеров водного транспорта и был назначен заместителем начальника Куйбышевского районного управления Волжского грузового пароходства. После работал в других должностях. В течение нескольких лет был начальником пристани в Чебоксарах и за успехи в труде был награжден орденом «Знак Почета». С 1970 года Юрий Иванович возглавлял транспортный отдел Чувашского территориального управления строительства. Избирался депута-том Чебоксарского городского Совета.